Сертификация персонала — это необходимо и выгодно

Алмажан Танатарова,

начальник учебно-инновационного

центра Казахстанской организации качества

В последнее время в развитых странах мира все большую популярность получают процедуры сертификации персонала. Это связано с реальными потребностями организаций в высококвалифицированных кадрах, компетентность которых подтверждается не только полученным образованием в учебном заведении, но и дополнительной подготовкой.
В современных условиях полученные знания в учебных заведениях быстро устаревают в связи с появлением новых научных достижений и технологий. Современный специалист должен постоянно проходить переквалификацию для того, чтобы поддерживать свои знания и навыки на необходимом уровне. В противном случае он рискует оказаться невостребованным на рынке труда.
Узкую специализацию или получение некоторых дополнительных знаний, необходимых для конкретной организации или для конкретного проекта, невозможно получить в обычных учебных заведениях, которые выпускают специалистов в массовом порядке и не могут в полной мере учитывать специфические требования организаций из-за экономических или технических соображений. Этот недостаток может быть устранен посредством прохождения специалистом дополнительной подготовки на рабочем месте.
Специалисты в течение своего трудового стажа не редко меняют место своей работы. При этом на новом месте специалист должен подтвердить (документально) свою компетентность, включая полученную им дополнительную подготовку.
При заключении контрактов или при проведении тендеров/конкурсов традиционно проверяется компетентность персонала потенциального поставщика на основе предоставленных объективных свидетельств — свидетельств об образовании и дополнительной подготовки.
Часто процедуры аккредитации, аттестации или сертификации требуют наличия в организации компетентного персонала, получившего дополнительную специальную подготовку. Некоторые виды подготовки являются обязательными, например, в области профессиональной безопасности и охраны труда.
Все вышеуказанное свидетельствует о необходимости и выгодах сертификации персонала в отношении полученной им дополнительной или специальной подготовки. Такая сертификация может быть осуществлена как на национальном уровне в соответствии с Казахстанскими законодательными нормативными требованиями, так и на международном уровне — в соответствии с международными стандартами.
Многие организации предпочитают международные сертификаты для персонала. Это может быть связано как с их активностью на международных рынках, так и с их желанием работать с крупными международными организациями.
Если национальные сертификаты выдают соответствующие уполномоченные государственные органы, то международные — аккредитованные на международном уровне органы по сертификации персонала.
Международные органы по сертификации персонала обычно являются членами IPC (International Personnel Certification Association) — Международная Ассоциация по сертификации персонала.
Миссия IPC: обеспечить признание специалистов, подтвердивших свою квалификацию, на международном уровне, т.е. в развитых странах мира.
IPC разработала и совершенствует унифицированную систему критериев для достижения максимально объективной оценки знаний и навыков специалистов по разным направлениям. IPC проводит оценку систем подготовки и аттестации персонала на соответствие требованиям международного стандарта ИСО 17024. IPC позволяет органам по сертификации персонала (членам IPC) подписывать многосторонние соглашения о взаимном признании подтвержденной квалификации специалистов. Это означает, что сертификаты специалиста, полученные им в системе IPC, будут признаваться в развитых странах мира — участниках IPC.
Сертификация персонала дает следующие преимущества:
– дополнительные преимущества при участии в тендерах/проектах посредством демонстрации сертификатов специалистов организации;
– повышение конкурентоспособности организации, связанное с повышением компетентности персонала;
– повышение удовлетворенности потребителей, например, посредством выполнения требований — касательно компетентности персонала;
– повышение имиджа предприятия как с точки зрения потребителей, так и с точки зрения персонала;
– дополнительная возможность продемонстрировать партнерам по бизнесу свою надежность;
– применение сертификации как способ повышения профессионализма и заинтересованности персонала;
– возможность получить независимую оценку подготовленности, уровня компетентности и профессиональной пригодности работников.
Необходимо отметить, что сотрудники организации обычно также заинтересованы в процедурах сертификации, так как это приносит следующие преимущества для них:
– получение документально оформленного свидетельства о компетентности специалиста;
– подтверждение независимой организацией уровня квалификации и профессионального мастерства;
– повышение конкурентоспособности специалиста при трудоустройстве;
– улучшенные возможности продвижения по служебной лестнице;
– повышение востребованности и «стоимости» труда специалиста;
– признание и уважение со стороны руководства и других сотрудников.
Орган по сертификации персонала может предоставить сертификационные услуги для следующих категорий специалистов:
– внутренних и ведущих аудиторов систем менеджмента качества;
– внутренних и ведущих аудиторов систем экологического менеджмента;
– внутренних и ведущих аудиторов систем менеджмента в области профессиональной безопасности и охраны труда;
– менеджеров по качеству;
– консультантов;
– инспекторов по предпогрузочной деятельности;
– страховых агентов;
– оценщиков;
– прорабов в строительстве;
– инженеров-сметчиков;
– специалистов по неразрушающему контролю и т.д.
В соответствии с международными требованиями сертификация персонала включает следующие два подхода:
Квалификационный подход, который включает проверку:
– наличия базового образования;
– участия в учебных курсах;
– участия в практической подготовке;
– наличия опыта работы;
– наличия рекомендаций.
Компетентностный подход, который включает проверку:
– предварительно установленных требований к  знаниям;
– предварительно установленных требований к навыкам;
– личных качеств;
– индивидуальной компетентности.
Требования к знаниям, навыкам и личным качествам устанавливаются отраслевыми стандартами, в случае их отсутствия — требованиями рынка.
Таким образом, сертификация персонала — это необходимый и в то же время выгодный метод по обеспечению организации компетентными сотрудниками.

 


 
 

Система менеджмента качества сертифицирована в системе IQNet

Система менеджмента качества сертифицирована в системе РР

Система менеджмента качества сертифицирована в ГСС РК

European Foundation for Quality Management

Association of Consulting Companies «Akniet»

 
© 2008 Казахстанская Организация Качества. Все права защищены     |     Дизайн - Symbios Interactive