ЯПОНИЯ
превосходит все ожидания

 

Что нового может преподнести Япония? Чем новым может удивить Япония? Чему еще можно научиться в Японии? Эти вопросы невольно возникают у всех экспертов в области менеджмента. Япония для них все равно, что Мекка для мусульман. Менеджмент ближе всего к религии, чем к науке или к искусству. Поэтому сравнение Японии и Мекки вполне справедливо. Хоть один раз в жизни, но необходимо совершить паломничество в заветную страну.

Сегодня по теме Японского менеджмента можно легко найти огромное количество книг, аудио и видео дисков, электронных файлов в Интернете. Казалось бы, обо всем интересном уже написано, обо всем, что нужно знать, уже рассказано. Но все же эксперты по менеджменту, каждый раз посещая Японию, заново открывает ее для себя. Поэтому хочется поделиться своими впечатлениями, связанными с последним посещением этой страны.

Наши на заводе Subaru (Япония, апрель 2008)

Наши на Lexus (Япония, апрель 2008)

Наши на заводе Nissan (Япония, апрель 2008)

 

Впечатление 1. Япония — это не Эмираты

Первое впечатление, которое обычно возникают у наших соотечественников в первый день при первом посещении Японии, это полное разочарование. Общеизвестное представление об этой стране, связано с тем, что Япония занимает второе место по экономическому развитию, а, следовательно, должна и внешне соответствовать этому. А так как представление у наших соотечественников о том, как должна выглядеть богатая страна, обычно складывается из поездок в Эмираты, то невольно напрашивается сравнение этих двух стран. При таком сравнении Япония полностью проигрывает — нет гигантских небоскребов, нет ничего такого, чтобы напоминало дворцы шейхов, почти нет роскошных машин, пятизвездочных отелей мало и выглядят они очень скромно, если не сказать что бедно. Города заполнены невысокими зданиями кубической формы в Хрущевском стиле.

Гинза — улица, которая считается в Японии самой роскошной и где сконцентрированы самые дорогие магазины с Европейскими товарами, на самом деле в никакое сравнение не идет с роскошными торговыми центрами Эмиратов. Выбор товаров очень скуден, да и магазины тоже выглядят весьма скромно.

Даже в Алматы доля роскошных машин значительно выше, чем в Японии. Например, привычные у нас большие «Джипы» для Японии большая редкость.

Невольно задаешь себе вопрос: как же так получается, что некоторые страны далеко не такие богатые, как Япония, внешне выглядят гораздо более привлекательно? Ответ заключается в скромности Японцев, которые не только не привыкли к роскоши, но и осуждают любые ее проявления. «Мот-то-тай» так говорят Японцы про тех, кто склонен к показному богатству и роскоши. Будь то роскошная машина, бриллианты или даже костюм от известной Итальянской фирмы. Но некоторые молодые Японцы уже так не считают, так что на улицах все больше становится Мерседесов, БМВ, Лексусов и Порше.

Впечатление 2. «Made in Japan» — это миф

Наши соотечественники обычно считают, что в самой Японии обязательно должны быть товары с эмблемой «Made in Japan». Увы, это совершенно не так, в магазинах Японии продаются товары, практически все произведенные в Китае. Откуда товары «Made in Japan» появляются у нас, остается загадкой.

Дело в том, что сегодняшняя Япония — это практически на 100% постиндустриальное общество. Практически все производство без лишнего шума было вывезено в соседний Китай и в некоторые другие страны. Можно объехать на поезде почти всю Японию и не увидеть ни одной дымящейся заводской трубы.

Такой переезд не мог не сказаться на качестве производимых товаров. Но Японские фирмы полагают, что осязаемого ухудшения качества не произойдет из-за того, что товары устаревают быстрее морально, чем физически. Это справедливо для Японии, где выбрасывают телевизоры, чуть ли не на следующий день после их покупки, а постаревшие автомобили с успехом продают во Владивосток. Но у нас, товары используются гораздо дольше, так что для нас ухудшение качества, связанное с переносом производства в Китай, является вполне осязаемым.

В самой Японии культивируется миф о том, что товары, произведенные на Японских заводах в Китае такие же качественные, как если бы они были произведены в самой Японии. Другой миф связан с тем, что некоторые товары, особенно автомобили, производятся на Американских или на Европейских заводах Японских фирм, а потому имеют очень высокое качество. Только непонятно, какая экономическая выгода от переноса производства в страны с таким же высоким уровнем заработной платы, как в самой Японии?

Так что Казахстан очень похож на Японию в том, что собственных товаров на прилавках магазинов нет. Мы также как Япония импортируем практически все за исключением малого: Япония не импортирует рис, а мы — нефть.

Кстати, в Японии существует дефицит товаров. А так как для Японцев удовлетворенный потребитель важнее прибыли, то существует формальные и не формальные ограничения на вывоз товаров из страны. Особенно если это касается последних моделей автомобилей или новинок робототехники таких, как робот уборщица или робот унитаз.

Впечатление 3. В Японии нет очередей и дорожных пробок

Вся Япония работает и отдыхает по системе Just-In-Time (Точно во время). Это касается не только частных фирм, но и государственных служб. Поезда приходят и отбывают по расписанию точно во время — буквально секунда в секунду и так в течение многих лет, изо дня в день. Даже туристический автобус и тот, то же прибывает и отбывает точно по времени. В результате никто никого не ждет, а в целом по стране получается колоссальный экономический эффект!

Поражает работа государственных служб, так сказать Японская реализация принципа обслуживания из одного окна, и особенно в сравнении с работой наших центров обслуживания населения. Если у нас это гигантские очереди, ожидания в течение многих дней, отборная брань, всевозможные поборы, то в Японии — все как раз наоборот. Ваша бумага обрабатывается так быстро, что это напоминает какой-то фокус. При этом государственный служащий успевает произнести такой поток благодарностей и поклонов, что непосвященному может показаться, что податель бумаги осчастливил всю Японию! Если намечается очередь, как по волшебству открывается дополнительные окошки так, что очередь рассасывается до того, как она приняла какое-то очертание. Если это необходимо, то есть специальные люди, которые обеспечивают порядок в очередях, помогают старикам и женщинам с детьми. Поборы? Японцы не знают, что это такое и не понимают как это вообще возможно.

На оживленных перекрестках нередко можно видеть «Робокопов» (Роботов полицейских), которые регулируют движение. Кстати взяток они не берут, как впрочем, и живые полицейские. Последние не стоят, а точнее не прячутся вдоль дорог, в поисках наживы. Для Японии — это нонсенс. Полицейские всегда там, где они действительно нужны. Полицейские перекрывают движение, помогая перейти дорогу школьникам или женщинам. Они также предупреждают всех об опасностях в местах производства ремонтных работ. Полицейские помогают также тем, кто заблудился, обычно туристам.

Общепит также не отстает от других отраслей по скорости обслуживания. Чтобы посетитель заранее мог принять решение по блюдам, перечень блюд и цен вывешены на плакатах, которые нередко размещены перед входом ресторана. Даже в Японской глуши рестораны автоматизированы для предотвращения возможного возникновения очередей. Широко применяются методы «адон» (сигнальные устройства) и «канбан» (пустая тара), как на автомобильных заводах. Японцы не умеют плохо готовить. Так что везде, даже в маленькой забегаловке, посетителей ждет качественно приготовленные и безопасные в употреблении блюда.

Хотя Японцы не тратятся на архитектурные излишества, но зато они не жалеют средств на развитие дорожной инфраструктуры. Дорожные развязки и многоуровневые дороги чрезвычайно эффективны и не имеют изъянов в виде ям, резких перепадов, бугров и тому подобных неожиданностей на дороге. Пути пешеходов, велосипедов, электричек и автомобилей практически не пересекаются, а если пересекаются, то снабжены светофорами, которые волшебным образом не приводят к скоплению автомашин. Все дорожные знаки видны издали, а при необходимости дублируются и подсвечиваются.

В результате всех мер дорожных пробок в Японии — НЕ БЫВАЕТ! Это тем более поразительно, если учесть количество автомобилей — их миллионы!

Есть еще один принцип в Японии — «Точно там, где это необходимо». Если что-то вдруг вам понадобилось, то это обязательно окажется у вас под рукой или, по крайней мере, по близости. Поэтому нет необходимости, отправляясь в путешествие что-нибудь брать с собой. Общественные туалеты? Стоит только оглянуться, как увидите надпись «Restroom». Кстати туалеты всегда чистые, даже в Японской глуши! Захотели попить? Рядом окажется автомат с напитками, который обязательно будет в рабочем состоянии. Дождь пошел? Под рукой окажется корзина с зонтами. Не знаете куда идти? Рядом окажется карта, которая подскажет вам куда идти. Захотели домой? Обязательно рядом будет станция метро, электрички или монорельса. Кстати они занимают три стихии: метро — под землей, электричка по земле, а монорельс — над землей. Последний вид транспорта управляется роботом, а не человеком. Отметим также, что все виды общественного транспорта в Японии взаимосвязаны таким образом, чтобы минимизировать потери времени и сил.

Такси в Японии не проблема. Такси снабжено сигнальной лампой: если горит красный цвет, то такси свободно и можно его вызвать. Причем такси нужно вызывать, вытянув руку вперед с раскрытой ладонью, подобно гитлеровскому приветствию. Наш способ вызова такси Японец не поймет, как впрочем, и английский язык. К счастью такси снабжено компьютером, который поможет правильно найти дорогу без всяких языковых способностей. Проезд всегда строго по счетчику. Проблем с мелочью у таксистов, как впрочем, у любого продавца, не существует. Специальный автомат отчитывает необходимое количество монет с точностью до одной иены и выдает также чек. Двери такси открываются автоматически.

Впечатление 4. Экология в Японии

Вы можете дышать чистым воздухом в центре Токио, который ничем не грязнее воздуха на Медео! Можно во многих местах проводить простой тест на наличие пыли — посредством носового платка, но везде результат будет отрицательный! Нет не только копоти, но и даже пыли. Это справедливо также для заводов и котельных. При этом никаких ограничений на использование транспорта, например, имеющих место в Лондоне, в Японии нет! Лондон добился чистоты только в центре, а Япония везде, как в центре, так и на окраинах.

Разделение мусора по видам применяется повсеместно. Вместо грязного топлива используется газ (в Японии нет собственного газа, поэтому он завозится в сжиженном виде из стран Персидского залива). На всех машинах ставятся высокоэффективные катализаторы. Разрешен только высококачественный бензин. Растет доля гибридных и полностью электрических автомобилей. Используются преимущественно малолитражные машины, которые меньше потребляют топлива. Производство полностью выведено за городскую черту, а то, которое осталось в городе не наносит абсолютно никакого экологического вреда, так как оно полностью является безотходным. Мусороперерабатывающие заводы на 100% перерабатывают мусор таким образом, что Япония, по крайней мере, наполовину обеспечивает свои сырьевые потребности за счет переработанных отходов! Сточные воды очищаются на 100% и вновь повторно используются.

Но самое главное оружие Японцев — это их экологическая культура! Ни один Японец, даже пьяный, не выбросит окурок или пустую бутылку! Если же все же вы обнаружите где-то брошенный кем-то мусор, то это дело рук Интуристов. Ни один иероглиф не будет нацарапан ни на одном памятнике или на стене туалета! Только нацарапанная латиница или кириллица свидетельствует о том, что здесь были варвары.

Впечатление 5. Культура Японцев

Самое сильное впечатление оставляет культура Японцев. Вежливость Японцев не знает границ и особенно по отношению к своим Японцам. Обычно с Европейцами Японцы ведут себя сдержано и не часто раскланиваются, но вот Казахов они часто путают со своими и одаривают всеми возможными поклонами и благодарностями. Так что если молчать и кланяться, то можно наслаждаться преимуществами Японской культуры. Конечно, традиционная Казахская культура практически не уступает Японской, но, к сожалению, она сохранилась только в отдельных аулах и практически не известна в городах. Так что Япония — это еще и ностальгия по нашему культурному прошлому.

Японцы, владеющие иностранными языками, такая же редкость, как иностранцы, владеющие Японским языком. Это связано со сложностью и особенностями Японского языка.

Впечатление 6. Законопослушность

Преступность в Японии очень низкая и практически отсутствует воровство. Как рассказывают, якудза в реальности не представляет никакой опасности. Так что в Японии днем и ночью можно гулять практически везде, не опасаясь за свою безопасность. Даже есть такой последний писк моды у Японской молодежи: демонстративно носить туго набитый деньгами кошелек в заднем кармане брюк. При этом носитель кошелька ничем не рискует, разве что получить осуждение со стороны старших.

Высокая безопасность в Японии основана на законопослушности ее граждан, обеспеченной жесткостью и неотвратимостью наказания за правонарушения. В Японии применяется смертная казнь, а преступник получает срок такой, какой он заслужил без частичного складывания сроков, как принято у нас. Даже за кражу булочки в Японии дадут значительный срок, тогда как у нас преступник избежит всякой ответственности из-за «незначительности» правонарушения. А большинство правонарушений таких, как кража мобильных телефонов, у нас вообще не регистрируется, тогда когда в Японии обязательно будет проведено расследование и преступник будет пойман и наказан по Закону.

Впечатление 7. Честный и ненавязчивый бизнес

Японцы настолько честны, что это сильно упрощает бизнес. Не нужно дорогостоящих контрольных мероприятий и юридических служб. Судебные разбирательства между Японцами происходят крайне редко, так что Японские адвокаты это редкая профессия.

Японцы уважают своих конкурентов и не поносят их грязью. Если конкурент не нравится, то Японец просто молчит. А если конкурент работает лучше, то Японец это признает. Например, в Nissan обязательно скажут, что Toyota — это компания под номером один. В Toyota это не подтвердят, а скажут, что они простые деревенские ребята (Toyota расположена в районе г. Нагоя), а настоящие мастера работают в столице (намекая на Nissan).

В Японии не существует агрессивного маркетинга, какой типичен для Турции. Вас никогда не будут уговаривать, что-либо купить или пытаться навязать какой-либо товар. Наоборот, если продавец будет знать о проблемах, которые имеют значение для потребителя, то обязательно его предупредит. Например, если у товара не будет инструкции на английском языке, то вам его не продадут, даже если вы будете сильно настаивать. Купленный товар не только упакуют, положат внутрь чек и все купоны со скидками, положат также бумагу для возврата налога, запечатают, снабдят ручкой для переноса, а если на улице дождь, то покроют сверху непромокаемым дополнительным пакетом. Во время упаковки продавец осыпает покупателя потоком благодарностей, чтобы тот не скучал. При закрытии магазина покупателей в Японии не выгоняют на улицу, а терпеливо ждут, пока тот сам не покинет магазин.

В Японии не существует ценового беспорядка. Цены везде практически одинаковы: в магазине, на вокзале, в поезде, в гостинице, в столице или в деревне. Покупайте там, где удобно, а не где дешевле. Не принято также в Японии торговаться и давать чаевые.

Впечатление 8. Непотопляемая экономика

В Японии часто происходят землетрясения, наводнения и ураганы. Страна и народ хорошо подготовлен к стихийным бедствиям. Дороги защищены специальными противоураганными ограждениями. Все дома и дороги сейсмостойкие. Люди обучены действиям на случай возникновения чрезвычайных событий.

Готова Япония и ко всяким экономическим кризисам мировой экономики. Авторитетные эксперты склонны считать, что текущий финансовый кризис примет глобальный характер и затронет все экономики мира. Но даже в этом случае Японская экономика не утонет. Теперь она меньше зависит от поставок энергии и сырья, так как является постиндустриальной экономикой. Бережливость Японской экономики окажется весьма кстати в кризисных условиях. И конечно сплоченность государства, бизнеса и народа также сыграет немаловажную роль.

Но главное стратегическое преимущество Японии — это всеобщая склонность к обучению и постоянному совершенствованию. Для Японии это основа экономического могущества. Именно благодаря инновационной деятельности Японские компании стали монополистами на мировом рынке в области электроники, а также стали доминировать в области автомобилестроения.

Склонность Японцев к обучению и инновациям можно воочию увидеть на Японских автомобилестроительных заводах. Обычно посетителям показывают поджарое производство Тойоты в действии. Для эксперта в области менеджмента — это уже не интересно. Поэтому пока остальные с интересом разглядывают, как роботы собирают автомашины, он может незаметно проникнуть в запретную часть завода и увидеть бесчисленное количество учебных аудиторий и их непревзойденное оснащение. Увидит он также, как обучаются кадры, как занимаются сотрудники в кружках качества и как работают инновационные группы «Кайзен». А сам завод оставлен как большая практическая лаборатория для целей подготовки молодых кадров. Кроме этого на этом заводе испытываются все рационализаторские предложения и инновационные проекты. И в последнюю очередь для презентационных целей, чтобы продемонстрировать существование «Made in Japan». Но что это не так, легко обнаружить через световое табло, которое показывает дневной план выпуска автомобилей. А затем, сравнив с производственной мощностью завода, можно установить, что завод загружен не более, чем на 20%. Этого вполне достаточно для учебных и инновационных целей. Возможно, избыток мощностей также будет использован для удовлетворения неожиданных скачков спроса, например, связанного со скачкообразным ростом продаж новых автомобилей на рынках СНГ от 0 до 2 000 тыс. авто в 2007 году.

Особенно необходимо отметить работоспособность Японцев. Они работают непрерывно и упорно. Никогда не опаздывают. Преданы своей компании: на Nissan сегодня средняя продолжительность работы сотрудников составляет 17 лет, на Toyota — более 20 лет. Хотя Японская заработная плата высокая, но за такую заработную плату у нас нашлось бы мало желающих так и интенсивно и упорно работать. Любовь к работе у Японцев воспитывается с детства, через уроки каллиграфии и «Бансай». Хотя официальная продолжительность рабочего дня 8 часов, но свет в окнах бизнес офисов редко гаснет до 22 часов. Официально отпуск Японца составляет всего 7 дней, а фактически и того меньше. В Корее отпуск еще меньше — всего 3 дня. Именно упорный труд лежит в основе богатства нации.

Семинар на заводе Subaru

Впечатление 9. Туристов не ждут

Сами японцы обожают путешествовать. Они любят путешествовать по Европе, Китаю, Египту, Греции, США и другим странам. Привлекают их культурологические, спортивные и экологические маршруты. Практически их не интересует пляжный туризм, чем они сильно отличаются от наших туристов.

Внутренний туризм в Японии сильно развит и великолепно организован. Но увеличивать приток Интуристов страна восходящего солнца не стремиться. Во-первых, очень маленькая территория. Во-вторых, есть опасения не без оснований, что Интуристы нанесут урон местной культуре.

Впечатление последнее. Счастливое приземление

Наконец самолет приземлился в Алматы и мы полные впечатлений готовы броситься в упорное преследование Японцев: догнать и перегнать. Может быть, сразу построить постиндустриальное общество, минуя индустриальную стадию? Тогда не стоит закупать оборудование и заводы, а сразу включиться в производство нематериальных активов?

Быстрее домой, чтобы быстрее приняться за дело! Но почему-то у выезда из Аэропорта образовалась огромная пробка, которая задержала встречу с домом на 1 час 30 минут. У других возникли более серьезные проблемы: кто-то опаздывал на поезд, а у кого-то на руках плакал больной ребенок. Группа прибывших Японцев испуганно выглядывает из джипа: не террористический ли это акт?

Хвала богам! Это не террористический акт. Из-за того, что кто-то не может быстро собрать гроши за парковку машин, другие должны терять драгоценное время и может быть что-то больше. Эта наша реальность. При написании данной статьи вдруг погас свет. Это тоже наша реальность.

Разрухи не бывает в природе, она существует только в наших головах!

Скачать программу зарубежных семинаров...

Заполнить заявку...

Посмотреть отзывы...

Заявки принимаются по телефонам: 8 (727)2-60-87-68, 2-60-87-69 или e-mail: kok@kok.kz




 
 

Система менеджмента качества сертифицирована в системе IQNet

Система менеджмента качества сертифицирована в системе РР

Система менеджмента качества сертифицирована в ГСС РК

European Foundation for Quality Management

Association of Consulting Companies «Akniet»

 
© 2008 Казахстанская Организация Качества. Все права защищены     |     Дизайн - Symbios Interactive